Сборы
СБОР — ВЫСШИЙ ОРГАН
ПИОНЕРСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
“Какая еще другая инстанция в структуре пионерского самоуправления имеет такие широкие права, как пионерский сбор?
Где еще представляются такие возможности для нравственной самооценки личности и для оценки ее со стороны коллектива?”
К сожалению, в практике еще встречается и такое: в отряде проходит по плану пионерский сбор, а в содержании его — литературно-музыкальная композиция, выступления гостей, в лучшем случае — отчет совета отряда. И ни одного выступления пионеров из звеньев, ни слова о нерешенных задачах, а зачастую даже нет решения. И поэтому мы даем методику проведения отрядных пионерских сборов.
Почему сбор является высшим органом пионерского самоуправления?
На сборе утверждается план работы, определяются задачи, избираются коллективные органы самоуправления, оценивается деятельность всего коллектива и отдельных пионеров. Только на сборе происходит прием новых членов в организацию и в случае крайней необходимости — исключение из ее рядов. Решение сбора — закон для каждого члена пионерского коллектива.
Чем пионерский сбор отличается от других форм работы:
- он принимает решение;
- на сборе обязательно присутствие всех пионеров отряда;
- на сборе соблюдаются пионерские ритуалы. используются символы;
- сбор должен быть результатом деятельности всего отряда или стартом новых пионерских дел.
Сбор не может быть самоцелью. Его содержание-обсуждение вопросов жизни пионерского отряда. Хозяева на сборе — сами ребята. Они ведут его, выступают на нем, вырабатывают и принимают решения. Никто из взрослых. даже вожатый, не имеет права отменить решение, принятое большинством пионеров. Задача вожатого и педагога — помочь ребятам хорошо подготовиться к сбору и принять правильное решение.
Сборы бывают разные. Какие?
Сбор “Рождение отряда” (организационный) — это первый сбор в жизни пионерского отряда, проходит в 3-м классе. Он требует особого внимания вожатых и педагогов. Готовят его старшие пионеры и отрядные вожатые с помощью старшего пионерского вожатого и классного руководителя. Сбор решает такие вопросы:
1. Выборы органов самоуправления.
2. Утверждение девиза, эмблемы, песни и речевки отряда. Пионеры могут принять решение (по примеру своих шефов- старших пионеров) добиваться права присвоения почетного имени отряду.
Как сделать сбор интересным? Пригласите в гости шефов, учителей, родителей. Пусть кто-то из них после того, как пройдет линейка, начнет сбор, коротким рассказом об истории сборов, а старшие пионеры подготовят слайд -фильм, который будет сопровождать рассказ.
Затем отрядный вожатый рассказывает о задачах первого сбора (знакомит с вопросами, которые будут обсуждать ребята). Ребята утверждают вопросы сбора и приступают к выборам председателя и члена совета отряда. звеньевых. флангового, горниста, барабанщика, редактора стенной газеты. Здесь очень важна роль пионерского вожатого. Для того, чтобы ребята выбрали в пионерский актив тех пионеров, которые пользуются заслуженным уважение в классе и смогут руководить коллективом, ведущему сбора (это обычно отрядный вожатый) необходимо перед выбором каждого из списка избираемых на сборе активистов познакомить ребят с его правами и обязанностями.
В ВДЦ “Орленок” ребятам, избранным в актив, вручаются записные книжки, оформленные вожатым или предыдущим активом. На первой странице ее — перечень обязанностей и напутствие старших пионеров. Здесь же можно вручить ребятам и знаки различия. Или провести торжественную отрядную (или дружинную) линейку, где вместе со знаками различия вручить флаг флаговому отряду, горнисту и барабанщику — горн и барабан.
И не забудьте об игровых паузах между обсуждением вопросов, концертах-сюрпризах вожатых и шефов, подарках.
И последнее. Важно, чтобы проведение сбора, посвященного рождению отряда, стало традицией, ежегодно он проводился бы как смотр достижений всего коллектива и каждого пионера.
ОТЧЕТНО-ВЫБОРНЫЕ СБОРЫ
По решению областного совета пионерской организации отчеты и выборы в пионерской организации проводятся ежегодно в апреле — мае. В отрядах 3-4-х классов можно провести еще один отчетно-выборный сбор — в декабре.
В начале апреля проходят сборы звеньев. На них члены звена обсуждают вопросы:
- итоги работы звена (отчет звеньевого): о коллективной деятельности звена, конкретный разговор о каждом пионере, его участии в делах звена и отряда на марше, выполнении индивидуальных пионерских поручений, о личных качествах каждого; выбора звеньевого;
- определение кандидатур в члены совета отряда и дружины.
Части сбора:
- Линейка готовности к сбору.
- Отчет совета отряда.
- Обсуждение отчета (выступления ребят, гостей).
- Утверждение оценки деятельности совета отряда.
- Выборы совета отряда.
- Заключительная часть сбора (принятие решения, обращение вожатого с призывом, песни).
Что должны сделать члены совета отряда в процессе подготовки?
1. Провести анкетирование в отряде. Это можно сделать во время посещения сборов звеньев. Цель анкеты — анализ деятельности коллектива.
Посоветуйте ребятам включить такие вопросы: “Что полезного сделал ты для отряда и дружины?”, “Что тебе больше всего понравилось в деятельности вашего отряда?”, “Что, по-твоему, мы успели сделать в этом году?”, “Чем запомнилась тебе работа совета отряда?”.
2. Подготовить выставку о результатах работы отряда и звеньев в течение года: альбомы, газеты, отчеты, рапорты, фотомонтажи.
3. Подготовить и оформить место проведения сбора. Его можно провести в зале боевой славы.
4. Пригласить на сбор старших друзей отряда, своих подшефных младших пионеров.
5. Подготовить отчет совета отряда.
Отчет должен отразить все стороны деятельности отряда. И для этого каждому звену дается задание подготовить отчет о работе по одному из направлений (труд, спорт, шефская работа и т.д.). Добивайтесь от ребят творческого подхода к отчету и сбору.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СБОРЫ
При планировании таких сборов важно помнить, что сбор должен сформировать общественное мнение по данному вопросу, выработать правильное представление ребят о данной теме.
Составные части сбора:
- линейка готовности к сбору,
- разговор по вопросам сбора,
- решение сбора.
В ходе тематических сборов широко используются выступления гостей сбора, т.е. все то, что поможет ребятам выработать правильное представление о данной теме.
СБОР ПО ТРОДИЦИОННОМУ ПОРУЧЕНИЮ
Такой сбор проводится во многих отрядах, которые на смену взяли на себя выполнение какого-либо важного дела для дружины: выпуск стенных или радиогазет, работу в музее, прикладное творчество и т.д. Подобные сборы в школах могут проводиться в сводных отрядах, которые создаются по интересам: отрядах ЮДП, ЮИД, юных моряков, юных друзей милиции, пионерских флотилий, юных друзей пограничников.
Цель такого сбора — определить перспективу деятельности отряда, обсудить вопросы, связанные с выполнением различных заданий, подвести итоги работы.
Экстренный сбор — сбор “ЧП”
Этот сбор по тревоге, по горячим следам события. Созывается в случае необходимости решить какой-либо важный вопрос, принять срочное решение.
Главная задача сбора — выяснить отношение каждого к возникшему вопросу, создать общественное мнение, принять коллективное решение.
Сбор прощания с отрядом
Цель сбора — подвести итоги деятельности отряда. Ребята должны получить общественное признание своей деятельности. И поэтому в содержание сбора нужно включить:
- обсуждение вопроса “Чем памятны тебе годы пионерской жизни? Что сделал ты в пионерском отряде?”;
- решение совета дружины (о добрых делах, о награждении лучших пионеров);
- выступления гостей (шефов, родителей, младших пионеров).
Ребята и гости знакомятся с выставкой, рассказывающей о делах отряда. Здесь — дневники, донесения красных следопытов, вымпелы и грамоты, переписка отряда и творческие работы детей. Заканчивается сбор линейкой, на которой пионерские атрибуты передаются совету дружины или недавно созданному отряду.
ЧТОБЫ СБОР ПРОШЕЛ ИНТЕРЕСНО
Чтобы сбор стал интересным и содержательным, многому мог научить ребят и они могли проводить его самостоятельно, хотим познакомить вас с основными элементами любого сбора. которые последовательно чередуются между собой.
1-й элемент сбора — Приветствие
Любое дело имеет сове начало. Есть оно и в сборе. У каждого коллектива ребят оно может стать своим, непохожим на другие. У кого-то это орлятский круг и общая песня, у кого-то небольшая организационная линейка, где объявляют основные дела. А возможно иное приветствие, которое принято между ребятами. По времени занимает 3-5 минут. Приветствие должно создать настроение и проверить готовность ребят к сбору.
2-й элемент — Игры на внимание (5-7 минут)
С помощью таких игр можно развивать у ребят многие черты характера, например, логическое мышление, сообразительность, зрительную память, реакцию, воображение, слух и т.д. Хорошо подобранная игра способствует получению новых знаний в разных областях. Для некоторых это возможность проявления своих способностей, самоутверждения.
3-й элемент — Беседа вожатого (7-10 минут)
Разговор, который поведет наставник с ребятами должен помочь ребятам ответить на многие вопросы, волнующие их. Возможно, это разговор о дружбе и друзьях, о наших желаниях и чувстве долга, о подвиге и людях, которые их совершают, о животных и природе и т.д. Темы бесед будут различны. Но о чем бы ни говорил вожатый с ребятами, все должно быть понятно, просто и доступно.
4-й элемент — Практические навыки (10-15 минут)
Здесь ребята вместе с вожатым овладевают новыми умениями и навыками, получают различные специальности, необходимые не только в походе, но и дома в быту. Они могут стать полезны человеку и нести добро другим.
5-й элемент — Основная часть сбора (15-20 минут)
В зависимости от сбора это часть может быть различной — или встреча с интересным человеком, который придет в гости к ребятам, или знакомство с различными программами деятельности пионерских коллективов, а может быть участие в викторине или каком-то веселом спортивном состязании, либо выполнение заданий, которые может дать звену вожатый или совет отряда, подготовка дела или планирование работы.
6-й элемент — Игры, развлечения, песни, танцы (10-15 минут)
После серьезного разговора, обсуждения нужно чуточку отдохнуть — поиграть, развлечься или всем вместе спеть песню, разучить новый танец.
7-й элемент — Круг совета и прощания (5-10 минут)
Круг совета — это прежде всего откровенный деловой, самокритичный разговор в звене, выступление каждого из ребят. Это анализ — обсуждение проведенного, определение перед собой задач на будущее. Это разговор, когда вы научитесь сами подводить итоги сделанному, давать оценку делам и поступкам, научитесь убежденно высказывать свое мнение. Но круг совет — это и обсуждение предстоящего дела, что поможет ребятам увидеть причины успеха или неудачи дела, избежать ошибок.
Прощание в звене занимает немного времени. Где-то это орлятский круг и непременно общая песня и речевка, где-то последнее напутствие вожатого, а где-то — “искорка”. Но обязательно напоминание о следующей встрече, времени и месте.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПИОНЕРСКОГО СБОРА
- Тема сбора, его целевая установка. Их соответствие целям воспитания, интересам и запросам пионеров, воспитательным задачам, стоящим перед пионерским коллективом.
- Подготовка к сбору. Какие практические дела были выполнены пионерами в процессе подготовки к сбору, насколько активно участвовали в подготовке к сбору звенья и каждый пионер.
- Содержание сбора. Чем занимались, что делали пионеры во время сбора. Насколько материал сбора отвечал задачам, содержанию воспитания и методике работы пионерской организации, его уровень, доступность, красочное оформление, элементы романтики.
- Организация сбора и обстановка, в которой он проходил. Линейка, сдача рапортов, соблюдение пионерских традиций, ритуалов, отдельные элементы сбора, их последовательность.
- Инициатива, самостоятельность пионеров, их отношение к сбору. Насколько оживленно проходил сбор. Заинтересованность, активность пионеров на сборе.
- Роль отрядного вожатого и председателя совета отряда в подготовке и проведении сбора. Роль классного руководителя. Насколько правильно и тактично было его поведение, не допускал ли он подмены активистов.
- Подведение итогов сбора в отряде и постановка новых задач пионерской работы (выдвижение перспективных новых пионерских дел).
- Оценка педагогической результативности проведенного сбора.
- Выводы и предложения.
1. “Игры, в которые мы играем”
1 этап: “Выбор” (игра рассчитана на 20 человек). Перед вожатыми разложены карточки с названиями:
- игра-общение
- игра-конфликт
- игра-милосердие
- игра-обмен
- игра-фантазия
Каждая карточка в 4-х экземплярах. Вожатые вытягивают одну карточку и объединяются в четверки.
2 этап: “Роли”. В четверках вожатые распределяют между собой роли:
а) имиджмейкер игры (он придумывает с детьми рекламу игры);
б) аналитик игры (анализирует ход игры);
в) мастер игры (проводит игру);
г) идеолог игры (определяет цель, инструментарий, характер игры).
3 этап: “Задание”. Каждая четверка в дополнение к карточке с названием игры получает 2 карточки-подсказки. Эти подсказки они должны включить в содержание игры, которую они должны придумать и провести.
Карточки подсказки:
- поиск
- человек
- бег
- шарманка
- энергия
- песня
- творчество
- калейдоскоп
4 этап. “Мозговой штурм”. Внутри четверок идет обсуждение по созданию новой игры.
2. Игра — дело серьезное или нет?
1 этап: “Выбор”.
Перед вожатыми разложены карточки с парными названиями самых известных детских игр.
Причем карточек: “кошки — мышки”, “Казаки — разбойники”, “я садовником родился”, “тише едешь — дальше будешь”, “сломанный телефон”.
Вожатые вытягивают одну карточку и объединяются в пары по одноименным играм.
2 этап: “Штурм — минута”. Вожатые в парах выясняют правила игры. Они за более точной информацией могут обращаться к детям — консультантам.
3 этап: “Представление”. Вожатые объясняют и проводят игру с новыми правилами.
Дополнение:
1) между 2-м и 3-м этапом для детей-зрителей можно провести игровой брейн-ринг;
2) можно выбрать детское жюри, которое, используя критерии оценки, определяют победителя;
3) предлагаемые критерии оценки:
организованность вожатых при объяснении и проведении игр.
3. Студия создания массовых проектов
1 этап: “Выбор ролевой позиции”. Игра рассчитана на общее количество участников — 30.
Задача: выбрать каждому игроку одну ролевую позицию.
Позиции: Пояснения:
- Лидер Роли заранее не расшифровывались
- Помощник Каждый работает на этом этапе
- Организатор конфиденциально.
- Советчик
- Автор
- Скептик
- Мастер
2 этап: “Проигрывание ролей”. На сцену вызываются люди, заявившие себя в определенной ролевой позиции, и через выполнение задания доказывают, что они могут играть роль.
Задания для ролевых позиций (примеры)
Лидер: Изобразить часы с кукушкой, здание Орловского университета, первый салют.
Помощники: Передать зрителям жестами информацию, которую сообщил ведущий (“Сломанный телефон”).
Организаторы: Провести игру с залом или построить из себя буквы “А”, “Я”, “К”.
Советчики: Дать совет человеку, у которого:
- плохое настроение;
- украли чемодан.
Зрители: Изобразить через пантомиму человеческие эмоции: восторг, печаль, удивление.
Авторы: Составить рассказ по цепочке. используя серию цветных картинок.
Скептики: Найти антонимы к словам: белый, ложь, умный, женщина.
Мастер: Назвать три:
— телевизионные передачи;
— орловские газеты;
— улица г. Орла.
Пояснения:
- Ведущий по ходу игры не дает никаких рекомендаций. Действует принцип: “Всем за все спасибо!”
- В определенной ролевой позиции могут заявить о себе только один человек, несколько человек. а может случиться, сто и ни одного.
- Если ведущий проводит обучающую студию по созданию массовых проектов, то он проводит анализ каждого этапа игры. В нашем случае мы это не рассматриваем.
3 этап: “Выбор команды”. Исходя из конкретного числа участников, на выбор команды накладываются следующие условия:
- В команде не должно быть больше 5 человек.
- В команде не должно быть больше 2-х тезок.
- В команде не должны более 2-х раз повторяться ролевые позиции.
После определения число участников в командах переходим к 4 этапу, не анализируя 3 этап.
4 этап: “Разработка проекта”.
Всем предлагается четкая структура создания любого проекта:
- Идея
- Мэта
- Условия
- Удзельнікі
- Система действий
- Конечный результат
- Аналіз
И тема, над которой всем командам предстоит работать, например, создание проекта областной пионерской акции “Дорогою добра”. Командам дается определенное время на создание проекта (не менее 15-20 минут), а в основу своего проекта они закладывают четкую структуру.
5 этап: “Защита проекта”. Докладчик от каждой команды представляет свой порет другим командам.
6 этап: “Оценка”. Определение лучшего проекта, используя любые из нижеприведенных методов оценки:
- Открытое голосование.
- Создание независимого жюри, которое и определяет победителя.
- Метод кросс-анализа. Возможно принять все проекты, взяв из каждого самое интересное и важное.
Решения пионерского сбора
Решения пионерского сбора отряда имени Марата Казея
Решение № 1
сбора пионерского отряда
имени Марата Казея
от «11» сентября 2023 г.
Присутствовали
7 пионеров пионерского отряда имени Марата Казея
Повестка дня.
- Отчет о проделанной работе за 2022/2023 учебный год
- Обсуждение и утверждение плана работы пионерского отряда на 2023/2024 учебный год.
- Выборы актива отряда
1.Слушали:
Командира пионерского отряда имени Марата Казея Кугатову Веронику, которая зачитала отчет о проделанной работе за 2022/2023 учебный год.
Решили
Считать работу пионерского отряда за 2022/2023 учебный год удовлетворительной.
Голосовали «за» 7, «против» 0, «воздержались» 0.
Решения пионерского сбора отряда имени Зинаиды Портновой
Решение № 1
сбора пионерского отряда
имени Зинаиды Портновой
от «11» сентября 2023 г.
Присутствовали
8 пионеров пионерского отряда имени Зинаиды Портновой
Повестка дня.
- Отчет о проделанной работе за 2022/2023 учебный год
- Обсуждение и утверждение плана работы пионерского отряда на 2023/2024 учебный год.
- Выборы актива отряда
1.Слушали:
Командира пионерского отряда имени Зинаиды Портновой Игнатьеву Екатерину, которая зачитала отчет о проделанной работе за 2022/2023 учебный год.
Решили
Считать работу пионерского отряда за 2022/2023 учебный год удовлетворительной.
Голосовали «за» 8, «против» 0, «воздержались» 0.
Символика
История пионерского движения
Календарь традиционных пионерских дат
Пионерские легенды
Легенда об октябрёнке
… В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…
Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточки не погасла.
И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.
Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города вовсе страны мира, а храбрых отважных детей – октябрятами.
Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересный встреч, добрых дел и открытий!..
Правила октябрят
Мы веселые ребята,
Мы ребята октябрята.
Мы активные ребята,
Потому что октябрята!
Все привыкли мы к порядку
Утром делаем зарядку
И хотим всегда«10»
На уроках получать.
Мы прилежные ребята,
Мы ребята октябрята
Только тех, кто любит труд
Октябрятами зовут
Мы правдивые ребята
Старших всех мы уважаем,
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём!
Мы читаем и считаем,
На луну слетать мечтаем.
Будем крепко мы дружить
И стране родной служить.
Мы весёлые ребята,
Мы ребята октябрята
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех!
АЛЫЙ ГАЛСТУК
В одной самой обычной стране жил очень хороший мальчик. Он не терпел несправедливости и лжи. Окружающие его люди удивлялись, как ему хватает сил помогать взрослым и малышам и при этом следить за чистотой окружающей природы. Мальчик не чувствовал усталости, стремясь делать мир вокруг себя лучше. Ленивые люди не хотели присоединяться к его добрым делам и поэтому иногда ограничивали свободу мальчика. Однажды мальчик стоял на берегу моря и смотрел на вольных чаек, которым никто и ничто не мешало. Его благородное сердце почувствовало силу Великого Солнца – Светила земного. Оно не могло не помочь мальчику в его воле быть сильнее и свободнее, а главное – не одному продолжать сеять вечное, доброе. И тогда, по велению Солнца, на плечи мальчика опустилась чайка, освещенная алыми лучами восходящего Солнца, и наделила его чудесной магической силой. Благодаря алому символу – галстуку на плечах мальчика его заметили единомышленники, и еще очень много хороших людей присоединились к нему. С тех пор этот мальчик и те, кто к нему присоединились стали называться пионерами – людьми с большим сердцем и добрыми делами.
ЛЕГЕНДА О ГАЛСТУКЕ
Давным-давно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем людям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалось несчастье. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливы, то сели не корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям. А чтобы их повсюду узнавали, символом добра и счастья они выбрали алые паруса. И с тех пор люди стали ждать алые паруса. Каждое утро на рассвете на горизонте появлялся парус надежды.
Но однажды на море разразился большой шторм. Целую ночь бушевала стихия. Корабль, как щепку, носило по волнам. А на утро, когда шторм утих и появилось солнце, жители, как обычно, вышли на берег встречать алые паруса. Но горизонт был чист. И только волны вынесли на берег сорванные с мачт косынки. Люди стали носить их на шее как символ надежды, счастья, веры и добра. И люди в красных галстуках стали как бы частью этого корабля, и повсюду, где бы они ни появлялись, помогали окружающим, приносили добро и справедливость.
ТАК БЫЛО!
Однажды на берегу реки собралось много детей. Они наблюдали ужасное зрелище – тонула девочка. Никто не решался ей помочь (дело было осенью – вода была холодная, и большинство детей не умели плавать).
Но тут из толпы выбежал парень и, не раздумывая, бросился ей на помощь. Маленькие ребята с восхищением смотрели на героя. После того, как парень спас девочку, он скрылся в неизвестном направлении, и никто не знал его имени. Когда все стали расходиться, ребята увидели красный шарф. Все начали спрашивать друг друга: «Чей это шарф?» и тогда все поняли, что шарф спасителя. И маленькие ребята очень захотели быть на него похожими. Они решили разорвать его шарф на треугольники и стали носить его, чтобы быть такими же смелыми, сильными и мужественными.
ЛЕГЕНДА О ТВОРЦЕ И МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Было это в начале жизни… сидел на вершине горы великий Творец и смотрел вниз на Землю. Было ему очень грустно. Что же я сделал не так? Почему они так ненавидят друг друга? Почему они воюют, почему не думают об этих лесах, морях, чистом небе? Разве нельзя жить свободно и просто, любить людей и животных, ра-доваться солнцу и весне? А ведь я отдал им все, что мог, и заповедовал все, что знал. Но они продолжают убивать друг друга… они забыли, зачем явились на Землю… Что же мне делать?
И вдруг Творец увидел, как на гору проворно карабкается Маленький Человек. Надо же какой молодой и какой настойчивый! Лицо открытое, серьезное, а глаза добрые-добрые.
— Куда ты спешишь, Человек?
— Помочь тебе, о Великий!
Творец протянул ему руку и помог взобраться.
— Что же ты мне скажешь?
— О Великий! Научи каждого человека видеть в другом равного, научи любить другого, как самого себя, и научи отвечать и за себя, и за всю планету сразу.
— Учил, — вздохнул Творец, — а посмотри вниз – видишь, все по-старому…
Тогда Маленький Человек подошел поближе и что-то прошептал Творцу на ухо. И лицо Великого прояснилось, и он принял решение:
— Я дам этой планете еще один шанс!
А Человек поспешил обратно.
— Постой! Куда ты спешишь? Как тебя зовут?
— Некогда мне, о Великий! Там, у костра ждут меня дети! А имя мое – ВОЖАТЫЙ!
ЛЕГЕНДА О ПРАВОЙ ПОДНЯТОЙ РУКЕ
Известный всем закон правой поднятой руки раньше был обычным правилом ведения сбора. Позже возникла необходимость использовать его гораздо чаще и в повседневной жизни отряда, когда расшумевшихся, спорящих могла остановить поднятая рука человека, готового сказать важное, необходимое всем.
У этого закона есть любопытная легенда, которая объясняет значимость этого простого жеста. Послушайте ее.
В древние времена враждовали между собой соседствующие племена. Конца вражде не было, а силы уже иссякли. Тогда старый, мудрый человек одного из племен, убеленный сединами, наученный суровой жизнью, решил положить конец междоусобице. Он отправился в стан врага с гордо поднятой головой и поднятой кверху рукой, выставляя ладонь на обозрение противнику. Надо заметить, что самым большим позором воинов того времени была рана в ладони. Она означала, что воин защищался, оборонялся, прикрывался руками от нападающего, вместо того чтобы смело и напористо врываться в гущу боя. Старый воин сознательно обрекал себя на позор, выставляя ладонь для удара. Но ни одна стрела не вылетела из стана противника. Там осознали: поднятая рука старика означает что-то крайне важное, с чем он идет к противнику. Старик сумел заключить перемирие, добиться тишины и спокойствия. А жест поднятой руки (или открытой ладони) стал означать: «прошу меня выслушать».
ЛЕГЕНДА О ГИТАРЕ
Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле и они решили путешествовать по морю. Построили корабль и отправились в путь. В море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться. Но однажды они не заметили, как погрузились в прекрасный крепкий сон. Заснул и капитан, руки его разжались и выпустили штурвал. Внезапно налетела буря, и огромная волна захватила суденышко. Его отнесло на рифы и разбило в щепки. Путешественники очнулись в воде и в панике начали спасаться. Один из потерпевших оказался на суше раньше других и развел костер, чтобы высушить одежду. И вдруг увидел, как лазурная волна вынесла на берег непонятную деревянную штуковину с металлическими нитями. Человек хотел уже бросить ее в костер, но нечаянно задел за нити и … был поражен удивительной чистотой звука. Этот странный и необычный предмет как бы отражал все стихии: корпус – землю, струны – воду, звук – воздух, а руки, играющие на нем, — сам огонь. Человек попробовал поиграть на этом инструменте, и у него получилось. Его игру услыхали остальные путешественники, и тихая музыка помогла найти им дорогу к огню. В этот счастливейший вечер они решили назвать инструмент ласковым словом «гитара». И потом, через многие годы гитара помогала путешественникам открывать новые земли, страны, города. Влюбленным встречаться, врагам – мириться, а пионерам – еще крепче дружить. Они сочинили о ней различные легенды, песни, и гитара стала частью их жизни, их символом.
ЛЕГЕНДА О ПЕСНЕ
Когда-то, в далекие-далекие времена жили в глухих лесах странные, боязливые люди. Они жили поодиночке, и каждый сам для себя добывал пищу, одежду, строил жилье. Но вот однажды над лесом пронесся страшный рев – это поселился в лесу кровожадный Вепрь. Сметая все на своем пути, он наводил ужас громадными клыками на людей. Они забивались в свои норы и пещеры и в безумном страхе дрожали всю ночь. И не находилось смельчака, который вышел бы на поединок со страшным, ужасным зверем. Но появился в тех лесах Одинокий Охотник. И как всегда ночью пришел к людям Вепрь. И снова грозный рев раздавался над лесом. И снова люди прятались в свои убежища. И только Одинокий Охотник гордо встал на пути у чудовища. Но не выдержало копье Охотника, сломалось. И люди, робко выглядывавшие из пещер, в ужасе вскричали. И слились сотни голосов в один протяжный, дикий вопль. И – о чудо! Зверь остановился. И вновь закричали люди. Но теперь этот крик окреп и вырос. И зверь бежал! А люди продолжали кричать. Но это уже был не вопль отчаяния, а крик радости и победы! И чем больше кричали люди, тем больше они слышали друг друга. Удивлением и радостью сияли их лица. Как же это здорово – понять и услышать тех, кто рядом! А крик становился все мелодичнее. Так появилась песня! И так она полюбилась людям, что они чаще стали собираться на общую песнь встречи восхода солнца, песнь удачной охоты, хорошей погоды, удачного урожая. С тех пор песня так и осталась жить среди людей.
ЛЕГЕНДА О КОСТРЕ
Один человек очень любил детей. Но дети ссорились, дрались между собой. И тогда человек решил собрать всех ребят вместе, чтобы они подружились и лучше узнали друг друга. И вот однажды вечером он зажег костер, и ребята стали сходиться к огню. Тогда дети поняли, что они – люди, у них есть общие мысли, желания, беды и радости. С тех пор костер считается символом общения и дружбы.
На земле было темно. А люди хотели света и тепла. И вот однажды их постигло страшное бедствие: ожили вулканы земли. Много людей погибло в борьбе со стихией. На земле остались только самые молодые и выносливые. Но нет худа без добра. Эти люди сумели приручить огонь. Теперь они каждый вечер собирались у костра и вспоминали погибших братьев. И все-таки эти люди были первыми, кто смог приручить огонь. И поэтому они называли друг друга пионерами. А костер – пионерским символом удачи людей, которых объединила одна забота.
Наши проекты
Памятники Осташковичской земли расказывают…
Конкурс «И пусть поколения помнят…»