Рус
Бел

Министерство образования Республики Беларусь Отдел образования Светлогорского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования "Осташковичская базовая школа Светлогорского района"

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

 по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся

в рамках реализации областного проекта

«Мой профессиональный старт»

«Дорожная карта» предназначена для организации системной, комплексной профориентационной работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках областного проекта «Мой профессиональный старт».

Цель «Дорожной карты»:

создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии

с личностными и возрастными особенностями, региональными потребностями в кадрах

Задачи:

познакомить учащихся с основами трудоустройства и трудового права Республики Беларусь;

оказать помощь в проектировании жизненных и профессиональных планов учащихся в соответствии

с их возрастом, интересами, склонностями и способностями;

оказать психолого-педагогическую поддержку учащихся на этапе выбора сферы будущей профессиональной деятельности с учетом медицинских требований;

обеспечить внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.

Структура «Дорожной карты»

Цель

Задачи

Методы и формы работы

Сроки

Ответственные

I ступень обучения (1-4 классы)

Этап интереса

Формирование первоначального интереса                   к различным профессиям

 

Продолжение знакомства с миром профессий;

формирование

позитивного отношения                               к профессионально-трудовой деятельности, устойчивого интереса     к миру труда                    и профессий;

содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями и навыками

Игра-путешествие «Дорога в страну профессий»;

дидактическая игра «Калейдоскоп профессий»;

беседы о профессии;

викторина «Что я знаю о профессиях?»;

просмотр и обсуждение мультфильмов                о профессиях (компания «Парамульт»);

конкурсы рисунков «Радуга профессий»;

изучение литературы;

экскурсии на предприятия и в организации;

трудовые акции: «Благоустроим свой двор», «Мое рабочее место»;

занятия в объединениях по интересам, студиях, секциях;

беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий.

В течение года

Учителя начальных классов

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

общие знания о мире профессий и труда;

сформирован познавательный интерес к различным видам профессиональной деятельности;

общая ориентация в мире профессий;

сформировано добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества.

 

II ступень обучения (5-7 классы)

Этап мотивов

Формирование мотивов выбора профессий, востребованных      в области, государстве

Расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса          к ним;

выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития                         и самоопределения;

совершенствование практических трудовых навыков

 

Анкетирование: «Кем я хочу быть?»;

профориентационные игры:

«Угадай профессию»;

«Заглянем в будущее»;

«Защита профессий»;

беседы, просмотр видеофильмов о профессиях;

экскурсии на предприятия и организации;

конкурсы:

рисунков «Замечательная профессия»;

сочинений «Моя будущая профессия»;

фестиваль профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!»;

ярмарка «Город мастеров»;

родительские мастер-классы по профессиям;

творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе            для детей с художественно-эстетическими, техническими и другими способностями;

ведение электронной «Профкарты»;

работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений;

работа с электронными образовательными ресурсами.

2 раза в год

 

В течение года

 

 

 

В течение года

В течение года

Классные руководители

 

 

 

 

 

Классные руководители

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

сформированы умения ориентироваться в мире профессий;

понимание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, необходимых для выбора будущей профессии;

сформированы волевые черты характера у обучающихся, необходимые для профессиональной деятельности (ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность);

осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности;

сформировано положительное отношение к труду как жизненной ценности, потребность быть полезным людям.

II ступень обучения (8-9 классы)

Этап оценки

Формирование умения соотнести свои идеалы, представления       о ценностях         со своими реальными возможностями    и общественными потребностями

 

Знакомство учащихся     с основами выбора профессии;

формирование адекватной самооценки своих личностных качеств                      и соотнесение их           с требованиями профессии;                   содействие психологической готовности                        к выбору будущей профессиональной деятельности

Диагностика определения профессиональной направленности, интересов, склонностей;

конкурсы:

технического творчества;

эссе, сочинений «Профессии моей семьи»;

презентаций профессий «Моя будущая профессия»;

КВН: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

экскурсии на предприятия и в организации;

использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой);

знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент»;

продолжение ведения электронной «Профкарты учащегося»;

факультативные занятия «Мое профессиональное будущее», «Введение              в педагогическую профессию», «Профессия моей мечты», «Введение в аграрные профессии»;

групповые и индивидуальные консультации,       в том числе онлайн-консультирование;

тренинги, профориентационные игры                   и упражнения;

мастер-классы, профессиональные пробы;

Дни профессий совместно с работодателями (День строителя, День машиностроителя, День работника сельского хозяйства и др.);

знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе      для детей с инженерно-техническими                  и художественно-эстетическими способностями;

профильные смены профориентационной направленности в летних оздоровительных лагерях;

работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений;

информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания, консультации, составление генеалогического дерева профессий.

Октябрь-ноябрь

 

В течение года

 

 

В течение года

Постоянно

В течение года

По запросу

В течение года

Июнь-август

В течение года

Июнь-август

Постоянно

Педагоги-психологи

Учителя-предметники

Классные руководители

Классные руководители

Классные руководители

Педагоги-психологи

 

Заместитель директора по воспитательной работе

 

Классные руководители

 

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе

 

Классные руководители

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;

осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;

сформированы навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и путях получения профессионального образования;

наличие способности анализировать условия, необходимые для достижения профессиональных целей;

сформирована готовность к выбору профиля обучения и выбору будущей профессиональной деятельности;

сформирована трудовая мотивация.

Дополнительное образование детей и молодежи

Этап формирования профессиональных компетенций

Формирование профессиональных умений               и навыков

Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью;

выявление                   и поддержка детей, имеющих художественно-эстетические, технические и другие способности;

создание новых возможностей для освоения учащимися современных                  и будущих профессий, формирования профессиональных компетенций

Включение детей в разнообразные виды деятельности на основе использования активно-деятельностных форм и методов педагогической работы;

привлечение к педагогической работе                  в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью;

проведение творческих конкурсов с детьми        и подростками, имеющими художественно-эстетические, технические и другие способности;

организация конкурса «JuniorSkills Belarus»     по следующим направлениям: мобильная робототехника, графический дизайн, прототипирование, сетевое и системное администрирование, инженерный дизайн CAD, технологии беспилотных летательных аппаратов, мультимедийная журналистика, веб-дизайн, дизайн, моделирование одежды, флористика и др.

В течение года

 

Педагоги дополнительного образования

Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе:

сформированы профессиональные компетенции к конкретным видам профессиональной деятельности;

развиты творческие, художественные, технические и другие способности;

сформирован устойчивый интерес к определенным видам трудовой деятельности.