по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
в рамках реализации областного проекта
«Мой профессиональный старт»
«Дорожная карта» предназначена для организации системной, комплексной профориентационной работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках областного проекта «Мой профессиональный старт».
Цель «Дорожной карты»:
создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии
с личностными и возрастными особенностями, региональными потребностями в кадрах
Задачи:
познакомить учащихся с основами трудоустройства и трудового права Республики Беларусь;
оказать помощь в проектировании жизненных и профессиональных планов учащихся в соответствии
с их возрастом, интересами, склонностями и способностями;
оказать психолого-педагогическую поддержку учащихся на этапе выбора сферы будущей профессиональной деятельности с учетом медицинских требований;
обеспечить внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.
Структура «Дорожной карты»
Цель |
Задачи |
Методы и формы работы |
Сроки |
Ответственные |
I ступень обучения (1-4 классы) Этап интереса |
||||
Формирование первоначального интереса к различным профессиям
|
Продолжение знакомства с миром профессий; формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности, устойчивого интереса к миру труда и профессий; содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями и навыками |
Игра-путешествие «Дорога в страну профессий»; дидактическая игра «Калейдоскоп профессий»; беседы о профессии; викторина «Что я знаю о профессиях?»; просмотр и обсуждение мультфильмов о профессиях (компания «Парамульт»); конкурсы рисунков «Радуга профессий»; изучение литературы; экскурсии на предприятия и в организации; трудовые акции: «Благоустроим свой двор», «Мое рабочее место»; занятия в объединениях по интересам, студиях, секциях; беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий. |
В течение года |
Учителя начальных классов |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе: общие знания о мире профессий и труда; сформирован познавательный интерес к различным видам профессиональной деятельности; общая ориентация в мире профессий; сформировано добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества.
|
||||
II ступень обучения (5-7 классы) Этап мотивов |
||||
Формирование мотивов выбора профессий, востребованных в области, государстве |
Расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса к ним; выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения; совершенствование практических трудовых навыков
|
Анкетирование: «Кем я хочу быть?»; профориентационные игры: «Угадай профессию»; «Заглянем в будущее»; «Защита профессий»; беседы, просмотр видеофильмов о профессиях; экскурсии на предприятия и организации; конкурсы: рисунков «Замечательная профессия»; сочинений «Моя будущая профессия»; фестиваль профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!»; ярмарка «Город мастеров»; родительские мастер-классы по профессиям; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с художественно-эстетическими, техническими и другими способностями; ведение электронной «Профкарты»; работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений; работа с электронными образовательными ресурсами. |
2 раза в год
В течение года
В течение года В течение года |
Классные руководители
Классные руководители Классные руководители |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе: сформированы умения ориентироваться в мире профессий; понимание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, необходимых для выбора будущей профессии; сформированы волевые черты характера у обучающихся, необходимые для профессиональной деятельности (ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность); осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности; сформировано положительное отношение к труду как жизненной ценности, потребность быть полезным людям. |
||||
II ступень обучения (8-9 классы) Этап оценки |
||||
Формирование умения соотнести свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями и общественными потребностями
|
Знакомство учащихся с основами выбора профессии; формирование адекватной самооценки своих личностных качеств и соотнесение их с требованиями профессии; содействие психологической готовности к выбору будущей профессиональной деятельности |
Диагностика определения профессиональной направленности, интересов, склонностей; конкурсы: технического творчества; эссе, сочинений «Профессии моей семьи»; презентаций профессий «Моя будущая профессия»; КВН: «Все профессии важны, все профессии нужны»; экскурсии на предприятия и в организации; использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой); знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент»; продолжение ведения электронной «Профкарты учащегося»; факультативные занятия «Мое профессиональное будущее», «Введение в педагогическую профессию», «Профессия моей мечты», «Введение в аграрные профессии»; групповые и индивидуальные консультации, в том числе онлайн-консультирование; тренинги, профориентационные игры и упражнения; мастер-классы, профессиональные пробы; Дни профессий совместно с работодателями (День строителя, День машиностроителя, День работника сельского хозяйства и др.); знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и художественно-эстетическими способностями; профильные смены профориентационной направленности в летних оздоровительных лагерях; работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений; информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания, консультации, составление генеалогического дерева профессий. |
Октябрь-ноябрь
В течение года
В течение года Постоянно В течение года По запросу В течение года Июнь-август В течение года Июнь-август Постоянно |
Педагоги-психологи Учителя-предметники Классные руководители Классные руководители Классные руководители Педагоги-психологи
Заместитель директора по воспитательной работе
Классные руководители
Заместитель директора по воспитательной работе
Классные руководители |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе: знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности; осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей; сформированы навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и путях получения профессионального образования; наличие способности анализировать условия, необходимые для достижения профессиональных целей; сформирована готовность к выбору профиля обучения и выбору будущей профессиональной деятельности; сформирована трудовая мотивация. |
||||
Дополнительное образование детей и молодежи Этап формирования профессиональных компетенций |
||||
Формирование профессиональных умений и навыков |
Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью; выявление и поддержка детей, имеющих художественно-эстетические, технические и другие способности; создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессий, формирования профессиональных компетенций |
Включение детей в разнообразные виды деятельности на основе использования активно-деятельностных форм и методов педагогической работы; привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью; проведение творческих конкурсов с детьми и подростками, имеющими художественно-эстетические, технические и другие способности; организация конкурса «JuniorSkills Belarus» по следующим направлениям: мобильная робототехника, графический дизайн, прототипирование, сетевое и системное администрирование, инженерный дизайн CAD, технологии беспилотных летательных аппаратов, мультимедийная журналистика, веб-дизайн, дизайн, моделирование одежды, флористика и др. |
В течение года
|
Педагоги дополнительного образования |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе: сформированы профессиональные компетенции к конкретным видам профессиональной деятельности; развиты творческие, художественные, технические и другие способности; сформирован устойчивый интерес к определенным видам трудовой деятельности. |