Виртуальный методический кабинет
Общественно полезный труд
Методические рекомендации
по обеспечению системной организации общественно полезного труда
учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования, являясь важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
- культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
- интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
- трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
- взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
- оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
- использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
- самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
- изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
- уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
- охрана окружающей среды;
- благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
- уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
- оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Организуя общественно полезную деятельность, важно использовать разнообразные методы:
- передача опыта (упражнения по формированию трудовых навыков при выполнении конкретных операций);
- стимулирование и мотивация деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, взаимопомощи, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий);
- контроль и самоконтроль (рефлексия деятельности).
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
- подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
- инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
- выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
- сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
Учет общественно полезного труда фиксируется в классном журнале на специально отведенной странице:
Учет общественно полезного труда |
№ п/п
|
Фамилия и имя учащегося
|
Месяц, число
|
Содержание выполненной работы
|
Объем выполненной работы |
Заметки педагога
|
В соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206, учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах одного часа в учебную неделю в 5–8-х классах, 1 часа 30 минут в учебную неделю в 9–11-х классах.
При организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877).
- Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, № 80, 2/70) (с изменениями и дополнениями от 03.05.2014 г.).
- Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453) (с изменениями и дополнениями от 12.07.2013 г.)
- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №103, 2/215).
- Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8,2/1892).
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2014 г. № 63).
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 № 35, от 08.05.2013 № 37).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц, моложе 18 лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.08.2013, № 8/27770).
- Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., N 8/15613).
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг., утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2011 г., N 8/24085).
Виды работ, выполняемых учащимися в рамках ОПТ (расписать по каждой параллели отдельно).
Методические рекомендации.
Нормативно-правовой документ |
Источник |
Методические рекомендации по подготовке и проведению выпускных экзаменов |
adu.by |
Методические рекомендации по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» |
edu.gov.by |